Испытание новой экстремальной палатки Alexika Matrix 3 на вершине Хан-Тенгри

Текст и фото: Saulius Rudnickas

 

На Хан ведут два классических маршрута - с Южного и Северного ледника Энильчек. Оба маршрута соединяются на перемычке между Ханом и плечом пика Чапаева и дальше продолжаются по западному гребню. Мы выбрали путь с северного ледника Энильчек: он  длиннее и труднее, но в тоже время безопаснее в лавинном отношении. Это уже была моя третья попытка взойти на Хан.
 
 

            Всё кажется довольно ясно и просто, сидя дома и разглядывая фото вершины. Однако по прибытию в Мойдодыр (это точка, из которой вылетают вертолёты в Базовый лагерь - БЛ) начинаются первые трудности. Мойдодыр находится на высоте около 2 500 м, а БЛ на леднике почти на 4-х тысячах - этот перепад преодолевается за час. Первые 2-3 дня в БЛ все ходят с головной болью, а то и хуже - следствие быстрого набора высоты. 

 

            В БЛ 10-15 кемпинговых палаток, большая столовая палатка, альпинисты из Великобритании, Польшы, Литвы, России, Чехии, Латвии. Как ни странно, многие находят общих знакомых из предыдущих восхождений. Атмосфера в БЛ напоминает тусовку.

 

            До начала маршрута рукой подать - час ходьбы между трещинами ледника северный Энильчек  и начинается подьём. Простой снежно-ледовый склон выводит на ребро, ещё несколько верёвок и появляется 1-ый лагерь (4 800 м).

 

            Здесь мы поставили Alexika Matrix 3. Палатку использовали в первый раз, но она сразу же произвела хорошее впечатление. Стабильная на ветру, два входа и просторных тамбура - удобно готовить, сидя в спальнике. Очень помогает юбка по всему периметру - во время метели не задувает снег в тамбур. Правда, мы спали втроём (все под 190 см) и было немного тесно. Позднее мы остались вдвоём, и тогда Matrix 3 стала для нас шикарным приютом.

 

            Далее начинаются длинные, трудные переходы с крутыми участками скал и льда во 2-й и 3-й лагеря. Во второй лагерь начали подъём при синем небе и солнце, а палатку ставили уже во время бури - типичная Тянь-Шанская погода может меняться несколько раз в день. Из второго лагеря (5 600 м) сделали акклиматизационный выход налегке на Купол (или так называемую "Петьку" ~ 6 000 м). Были трудные места, но понемножку мы всё же вскарабкались.

 

            Так прошли две недели акклиматизации. Мы спустились в БЛ на отдых. БЛ стоит на боковой морене ледника и после спуска с высотных лагерей кажется трёхзвёздочной гостиницей (как минимум!). Однако всё приятное быстро кончается, два дня проходят незаметно.

 

            На вершинный выход провожает наш приболевший товарищ и новые друзья из Казани (они идут встретить своих ребят, уже сходивших на вершину).

            На этот раз мы поднимаемся быстрее - сказывается хорошая акклиматизация. На третий день мы уже копаем снег и ставим палатку на перемычке (5 900 м), т.е. в 3-м лагере. Ветер на гребне метёт снег, холодно.

            Решили подняться как можно дальше к скальному подножию вершинного гребня. Это должно облегчить наш штурмовой день. На 6 200 м нашли хорошую скальную площадку и заночевали. Ветер стих, морозит.

  

            Встали в темноте, при свете луны видны тучи. Сомневаемся насчёт погоды, но всё же решили выходить. Очень холодно, хотя движемся без остановки. У меня мёрзнут руки, у товарища - ноги. Вместе получается один термостойкий. Как небесную манну ждём появления солнца, однако мы поднимаемся по западному гребню, и солнце к нам не спешит. Останавливаемся на скальной площадке на 6 700 м, машем руками и ногами, стараемся как-то оттаять. Часов в 11 к нам попадают первые лучи солнца, понемногу возвращается тепло в пальцы. Тучи окончательно развеялись, и пик Победы виден во всей красоте.

 

            Далее траверс вправо, поднимаемся на крутой внутренний угол. По описанию это самое трудное место, но по перилам преодолевается легче, чем думали. Ещё пара часов по простому снежному склону - последние силы куда-то исчезли. Медленно, шаг за шагом плетёмся к вершине. Наконец - 14.00 - Хан-Тенгри (6 995 м). Очень сильный ветер, холодно. Пара глотков чая из термоса, быстрое фото и вниз.

 

            Монотонные движения - перестёжка на перилах, дюльфер, опять перестёжка и т.д. Стараемся всё исполнять максимально аккуратно. Где-то здесь 10 лет назад при спуске с вершины пропал наш товарищ. Наше восхождение в его память.

            Вот и палатка, залезаем в спальники, пьём чай и засыпаем мёртвым сном.

 

            Наутро идёт мелкий снег. Чтобы спуститься во 2-й лагерь, сперва с перемычки надо подняться на Купол. Перепад небольшой, но как трудно он даётся. На Куполе метёт, снегопад усиливается, ноги еле плетутся. Снег ручейками стекает по скалам, мы, как нам кажется, медленно и долго спускаем. При подходе к 2-му лагерю снег уже валит во всю силу.

            Ветер стих, но снегопад не стихает. Всю ночь, весь день, опять всю ночь... Вылезаем из палатки и откапываем палатку. Опять и опять.

 

            На третий день снегопад слабеет, и мы решаем спускаться. Плывём в снегу, ничего не видно. Единственный ориентир - перильная верёвка. Ноги не находят опоры, падаем в сугробы, опять спускаемся. Хорошо, что мы на гребне - лавины ниже.

            Перила кончаются, значит, недалеко до 1-го лагеря. Всё бело, никаких ориентиров, но всё же приходим в лагерь. Нашей палатки не видно. Обсуждаем ситуацию - может быть, кто-то из наших друзей снял и, чтобы облегчить нам спуск, унёс в БЛ? Такую возможность мы обговаривали во время отдыха. Неожиданно замечаем тонкую красную оттяжку - это ведь наш Matrix 3! Весь под снегом, просто ровное место. Пока откапываю Matrix, товарищ заваривает чай. Палатка полностью погребена под метровым слоем снега, но стоит, оставленные вещи целы и, что очень важно, сухие.

 

            С 1-го лагеря начинается простой спуск - всего несколько часов до БЛ, однако при таком количестве снега склоны стали очень лавиноопасными. Прямо из-под ног уходит снежная доска, через 10 минут рядом опять срывается снежный склон - мы решаем спускаться по следу рядом сошедшей лавины. Молния не ударяет дважды в то же самое место... Оказалось, что это было правильное решение, и мы быстро и безопасно достигли края ледника.

  

            На леднике снег глубокий, мы идём медленно, начинает темнеть, ничего не видно. Надеваем фонарики.

            Где-то впереди тоже зажигается несколько точек, и движутся к нам. Это в базовом лагере нас заметили. Подошли ребята, взяли наши рюкзаки и через полчаса мы уже пили чай в столовой палатке в БЛ.

            Так мы сходили на Хан.

 

 

captcha